Последний «Фантаст» Земли Русской

23 марта 2016 43 0
Последний «Фантаст» Земли Русской

Друзья! Есть отличный повод побеседовать самую малость. Так сказать, переходя на личности, от первого лица

Как человек, причисляющий себя к восторженным читателям и почитателям фантастического жанра, хочу отметить – кризис налицо. Уже и не помнится, когда в руки (на глаза) попадалось что-то действительно толковое, выходящее за рамки многочисленных попаданцев, постапокалиптических антиутопий, бесконечных сериалов фэнтезийного толка… Ничего личного – каждый зарабатывает, как может, и для того, чтобы клепать столько букав в слова, тоже необходимо недюжинное терпение. Заметьте, не талант, а именно терпение, что в наш ленивый и пресыщенный век также еще днем с огнем поискать. Как отвечала знаменитая ныне пейсательница на вопрос, какие книги предпочитает она сама: «Никакие. Я пишу свои».

И таки пишут. По 10 уверенных страниц. Формата А4. Мелким шрифтом. В день. Отборнейшего.

Откуда это все поперло, спросите вы? Ведь умели же писать. Не на количество, а так как надо: с толком, чувством, расстановкой. А, главное, компетентно. Тут важно подчеркнуть, что речь идет именно об отечественной фантастике, поскольку западные «творцы» все же нет-нет, да и родят что-нибудь удобоваримое. Кстати, не в последнюю очередь эти «творцы» несут ответственность за то, что произошло с нашей литературой (и здесь речь не только о фантастике, разумеется), ибо, показав свое «как надо», они тем самым убили наше. Тут же, как с закодированным алкоголиком, который внезапно развязался – его уже не остановить.

Ну да, бог им судья.

Дело в том, что так называемая «старая школа», в общем-то, не успела оставить более-менее толковых последователей. Да и целей таких особо не ставила – писала себе в удовольствие, не заботясь о хлебе насущном, не задумываясь о будущем, как бы это парадоксально не звучало, когда мы говорим о фантастике. А те, кто себя СЕЙЧАС называют себя учениками или последователями (помним растиражированное «Время учеников», не так ли?), по сути, являются даже не подражателями – просто бизнесменами, почуявшими, насколько толстым будет слой икры на бутерброде. Ведь учились-то они у заморских «творцов».

Самое постыдное для этих «мэтров» то, что сами они писать умеют. Или, во всяком случае, когда-то умели. Однако, когда речь заходит о передаче своего еще не совсем пропитого мастерства, которое, к примеру, может происходить на каких-нибудь предельно проплаченных писательских курсах, их хватает лишь на подписку своего самого проплаченного ученика под собственную бездарную франшизу. С последующими публикациями(ей). Все-таки заплатил – надо уважить. Впрочем, совсем не обязательно. Знаете, это как если бы вашей учебой решил заниматься Стивен Кинг, но вместо того, чтобы открыть пару-тройку секретов, научил вас правильно нюхать кокаин.

Так и живем. Так и пишется. В общем, типа ниша занята, господа хорошие. Хотите – можем слегка напрячь обширные ягодицы. Знаете, что нужно для этого сделать? От этого наши ягодицы станут еще более обширными. Кстати, оба варианта, которые пришли вам в голову, подходят.

Как говорится, и сам не гам, и другому… Дам, но на своих условиях. Нет, если вы решили непременно опубликовать свою писанину, скорее всего, рано или поздно у вас это получиться. Может, даже не придется слишком переплатить при этом. А как вы думали? Жирные контракты достаются раскормленным пейсателям, а в вас, темную лошадку мира фантастической литературы, никто вкладываться не станет вне зависимости от вашего писательского мастерства. Закон рынка. И логики. Впрочем, сведущим людям уже давно известно, что можно не слишком-то рассчитывать обогатиться, выбирая себе писательскую стезю. Если только вы случаем и так не миллионер (хотя бы) на покое, ошалевшая от безделья домохозяйка, доведенная до отчаяния мать-одиночка, либо давно и прочно не сели в один из вагонов локомотива с гордым именем «литература».


Но давайте все же вернемся к человеку, которого я посмел обозвать последним светилом на небосклоне отечественной фантастики. А-то как-то, знаете, занесло. Итак, Олег Маркеев. Не удивлюсь, если это имя вам совершенно незнакомо, ибо, как и всякий достойный внимания человек, Олег Георгиевич был очень скромным человеком. Да, именно был, ибо, как и всякий достойный внимания творец, он уже довольно давно мертв. С 30.06.2009, если быть более точным. Причем, озаботившись желанием узнать, как жил и, главное, от чего умер Маркеев, вы обнаружите катастрофический мизер информации.

Родился в 1936 году, окончил Московское пограничное училище, специальность — референт-переводчик, служил в пограничных войсках СССР. Собственно, с этого все началось – с переводов зарубежных книг в основном эзотерического и мистического толка. Так что, разумеется, в дальнейшем подобные литературный предпочтения нашли отражения в собственном творчестве, которое представляет из себя блистательный сплав остросюжетного боевика, мистического триллера и политического детектива. Лично я все же отношу Олега Георгиевича к фантастам, но вам своего мнения не навязываю, поскольку зачастую мистическая составляющая в его произведениях играет значительную роль. Вот как сам он отзывался о своем творческом пути:

«Нас готовили к жизни и службе в одно стране, а строить жизнь и судьбу пришлось в совершенно другой. Пришлось делать выбор и срочно искать себя в новой реальности. Кому-то это удалось, кто-то сломался. Судить, насколько удачным был выбор, или осуждать кого-то - бессмысленно. Лично про себя могу сказать, что профессия писателя для меня - это результат поиска себя в круто изменившихся условиях существования. Путь в литературу начал с переводов, в основном - мистических и эзотерических книг, потом родилась первая книга. Так совпали обстоятельства, что мне повезло, и путь в новую профессию оказался не столь труден, как у нынешнего поколения начинающих авторов.

Что касается жанра моих произведений, если не хотите обмануться в своих ожиданиях, то не стоит их относить к фантастике. Безусловно, это не классическая фантастика или фэнтези. Скорее, это политические романы, где вымысел и фантазия нужны только для того, чтобы выдвинуть неожиданную версию всем известных политических событий и создать на ее основе захватывающий сюжет. Мистика и эзотерика тоже присутствуют, но лишь в той мере, какая необходима для сюжета и не более того, что существует в реальном мире. Без фактора существования «тонкого мира», тайных орденов и эзотерических знаний, равно как существования спецслужб и государственных секретов, любой анализ будет неполным, а картина мира неадекватной. Читатель, я уверен, ищет в книгах не только развлечения, но и знаний. Искусство писателя в том и состоит, чтобы точно отмерить пропорцию одного и второго».

Лучше, как по мне, так и не скажешь. Действительно, мастерство писателя, особенно фантаста, состоит в том, чтобы не быть слишком фантастичным. Чтобы не заносила его нелегкая на неведомые тропинки подсознательного, которое пациент по какой-то одному ему известной причине посчитал достойным выплеснуть на публику. Как уже упоминалось, выплескивают с завидным постоянством.

К чему я это, дамы и господа? Во-первых, конечно, хотелось просто поделиться мыслями. Не знаю, уж как вы там посчитаете – достойно мое подсознательное или нет – но эту тему поднять надо было. Во-вторых, уважить талантливого человека, который, как водиться, покинул нас раньше времени при невыясненных обстоятельства. Ну, и, в-третьих, посоветовать к прочтению его произведения. Они того стоят, можете не сомневаться. Начните, пожалуй, с цикла «Странник», и вы поймете, почему я так уверен. Ах да – можете еще глянуть отечественный сериал «Слепой», к нему Олег Георгиевич тоже приложил руку.

Наши новости