Вести с полей: Открытый урок физики

26 января 2016 43 0
Вести с полей: Открытый урок физики

Мы посетили открытый урок физики в ГУО «Гимназия №1 г. Дзержинска». Зачем? Узнайте из нашей статьи

До чего дошел прогресс? Вопрос чисто риторический, если не сказать праздный. Однако и на него, как казалось, можно найти ответ: в ГУО «Гимназия №1 г. Дзержинска» уже давно следят за последними техническими новшествами, чтобы успешно внедрять их в процесс обучения. Вот и сегодня Дзержинская гимназия собрала учителей со всего района, чтобы продемонстрировать «как надо». Нет, не свысока, мол, учитесь, пока мы добрые, а из самых благих побуждений – так сложилось, что «Гимназия № 1 г. Дзержинска» находится среди прочих ГУО нашего района на особом положении, обеспечивая себя финансами самостоятельно чуть более, чем полностью. Это, разумеется, получилось не само собой – пришлось приложить немало усилий, в чем наши читатели смогли убедиться из интервью, которое мы взяли у директора гимназии Соколовской Лилии Ивановны. И вот, воспользовавшись подвернувшейся оказией, мы сподобились посетить один из открытых уроков, чтобы понаблюдать, так сказать, новаторские методы воочию.

Итак, 34 кабинет, 7-ой класс, урок физики, преподаватель – Рубис Ольга Викторовна.


Урок предсказуемо начинается с проверки домашнего задания. Вместо привычной школьной доски – доска интерактивная, на которой учитель заблаговременно разместил решение наиболее интересной задачи, помеченной в сборнике «звездочкой». Дети сверяют его со своими и, если нужно, вносят поправки. В процессе обсуждения, кстати, участвует приболевший ученик. А что? Парень неудачно поскользнулся, но это не значит, что он не может присутствовать на уроке виртуально. Посредством Skype. Прогресс? В наше время о таком и не мечтали.

Дабы закрепить изученный ранее материал, Ольга Викторовна устраивает небольшой блиц-опрос – 10 вопросов по 22 секунды на каждый. За это время ученики должны ответить на заблаговременно полученных листках бумаги. Проверяют ответы вместе – доверие в этом плане полное, но к этому вопросу мы еще вернемся – на доске высвечиваются правильные ответы, и дети помечают верные плюсиками у себя в работах. Каждый плюсик – это бал, 10 баллов соответствуют десятибалльной системе оценки. Собственно, это и является оценкой за урок. Никто не уйдет обиженным.


Новая тема. И здесь мы не слышим привычного «откроем учебники на странице…». Мы, кстати, учебников в привычном нам понимании так и не увидели. Вместо этого преподаватель предлагает ученикам самим попробовать определить ее… Посмотрев мультфильм, посвященный данной тематике. В довольно качественном мультике рассказывается про принципы работы рычага, устройство винта, наклонную плоскость и прочие заслуги Архимеда и иже с ними. Ребятам становится понятно, что новая тема – «Простые механизмы», о чем и сообщает одна из учениц.

Далее по программе следует минутка физкультуры. Тоже с видео. Но это, на наш взгляд, как раз-таки лишнее (видео, разумеется), потому как лишь сбивает детей с рабочего лада и, кроме того, расходует драгоценное время: пока запустишь видео, пока дети встанут, пока все упражнения выполнят… В общем, довольно спорное решение, но как демонстрация такой возможности – очень показательно.


Ребята в конце концов рассаживаются по местам, и Ольга Викторовна предлагает одному из учеников объяснить новую тему. Да, именно так. Это, конечно, заранее подготовлено, но все равно впечатляет – дети с удовольствием берутся за такого рода задания. Ведь это, как минимум, интереснее, чем просто выучить новый материал и отчитаться у доски с докладом.

Затем Ольга Викторовна запускает еще одну презентацию, систематизируя полученные на уроке знания. Выяснить, насколько хорошо дети усвоили материал, удается элементарной перекличкой с места: учитель задает вопрос, а класс отвечает.

Потом записали домашнее задание… В общем, смотрите сами.

ДУ – это, если нам не изменяет память, достаточный уровень; ВУ – высокий, соответственно. То есть ученики сами для себя выбирают надо им знать физику углубленно или достаточно будет базовых знаний. Конечно, есть рекомендации (и они там указаны), но это тоже, скорее, не правило, а именно то, что написано – индивидуальные задания. Мол, вот этим ученикам сам доктор прописал физику, но дело, как говорится, ваше.

Помимо этого, мы уже упоминали, что так и не увидели традиционных учебников. Как оказалось, в них нет особой необходимости, так как ребята всегда могут зайти на сайт гимназии и там найти всю необходимую информацию, как по домашнему заданию, так и любую текущую о делах ГУО. Там же, в разделе «Дистанционное обучение», находятся тесты, которые заблаговременно готовит учитель. Любой ученик может выполнить их, не выходя из дома. Об этом Ольга Викторовна и сообщила, попросив ребят к следующему уроку ознакомиться с тестом.


Что ж, это все, конечно, впечатляет, но у нас, естественно, возникли вопросы:

− Ольга Викторовна, хотелось бы уточнить, это стандартная практика, или все же вы специально готовились к открытому уроку?

− У меня практически все время так. Видео используется постоянно на каждом уроке. Вообще, конечно, стараемся как можно чаще использовать такие интересные моменты в обучении.

− Хорошо, тогда в продолжение – сколько у учителя уходит времени на подготовку к такому уроку? Просто кажется, что это какое-то титаническое количество времени…

− Ну, поэтому, наверное, учителями не многие хотят становиться. Лично у меня по дому делает все муж. А я сижу – сама нарезаю видео, сама комбинирую, сама делаю презентации. Много времени, в общем.

− Конечно, это все круто, но кажется, что на данном этапе далеко не у всех позволит уровень технической оснащенности проводить подобные уроки. В чем смысл таких демонстраций?

− Смысл в том, чтобы стремиться к лучшему. Наш кабинет физики оснащен специально по программе Министерства образования – была такая программа. Но в любом случае, знаете, любая школа может позволить себе хотя бы вот такой большой телевизор (показывает на телевизор, висящий в углу), только чтобы не висел, а был где-нибудь поближе, и пользоваться им. Я раньше так и работала. Было бы желание.

Вам не кажется, что довольно много времени уходит на устранение технических неполадок, и, вместо этого, было бы проще пользоваться теми же самыми учебниками? (Дело в том, что во время проведения урока такие моменты возникали)

Это только сегодня так получилось. У нас же сеть, и чем больше пользователей, тем больше на нее нагрузка. Видимо, была как раз перегружена. Очень скоро нам проложат оптическое волокно, и такие проблемы исчезнут.

− У вас такой уровень доверия с учениками: они сами проверяют свои задания, сами себе ставят оценки, а вы просто расписываетесь. Откуда такое доверие?

− Это практика. Вначале такого, разумеется, не было. Изначально я проверяла, на счет «раз, два, три» листочки были здесь. То есть они знают, что если я, после того, как проверю, найду какое-то несоответствие, к ним доверия не будет.

Свидетелями вот таких чудес довелось нам побывать сегодня. Что тут сказать – обучение выходит на качественно новый уровень. С развитием технологий образование тоже не стоит на месте: уже вполне привычно пользоваться Интернетом, традиционные учебники уступают место электронным аналогам, по слухам, даже дневники собираются упразднить, заменив их все теми же электронными вариантами. Видимо, скоро табель об успеваемости учеников будет приходить родителям вместе с новостной рассылкой, а на вопрос «почему не выполнил домашнее задание?» уместным будет ответить «а у меня деньги на Интернете закончились».

Наши новости