«Дзяржынскi куфэрак − 2015»

24 декабря 2015 43 0
«Дзяржынскi куфэрак − 2015»

II Открытый фестиваль конкурса белорусской музыки

23 декабря на базе ГУО «Дзержинская детская школа искусств» прошел II Открытый фестиваль конкурса белорусской музыки «Дзяржынскi куфэрак». Уже во второй раз в школе искусств собираются молодые музыканты со всей страны побороться за звание лучшего исполнителя, только номинация сменилась – в этом году нешуточная борьба разыгралась между баянистами. Своеобразной «фишкой» конкурса, о которой мы поговорим подробнее чуть позже, является то, что в жюри присутствует самый настоящий белорусский композитор (Григорий Федорович Сурус), причем, каждый год разный, что дает молодым исполнителям возможность не только разнообразить свой репертуар, но и, так сказать, вживую пообщаться с настоящим мастером своего дела.

Несмотря на общую занятость, посетила открытие и начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Наталья Иосифовна Синюкович, чтобы поприветствовать участников, сказать им напутственные слова и поблагодарить организаторов мероприятия.

Образцовый ансамбль скрипачей «Кантабиле» (руководитель Ирина Францевна Лукьянова), лауреат многочисленных конкурсов и фестивалей, а также, пожалуй, самый активный концертирующий коллектив школы, положил начало конкурсу. Даже Григорий Федорович, который на своем веку повидал не мало, отметил слаженность и профессионализм музыкантов, после чего совершил ставшее уже традиционным действие – открыл стоящий на сцене «куфэрак», выпуская на волю стаю разноцветных воздушных шариков. Конкурс начался!

И пока конкурсанты волновались перед ответственным выступлением, нам удалось побеседовать с идейным вдохновителем мероприятия, человеком, который своей целеустремленностью и преданностью делу, дал старт проекту «Белорусское музыкальное наследие – детям», из которого впоследствии появился конкурс «Дзяржынскi куфэрак», − заведующей отделения фортепиано Политанской Ольгой.

− Оля, как родилась идея проведения подобного рода мероприятия?

− Идея родилась практически спонтанно, то есть специально мы не придумывали конкурс. Решили просто познакомиться с нашей белорусской музыкой, белорусскими композиторами, и, когда я еще работала в Фаниполе, организовали творческую встречу с одним из них – это Каретников Валерий Иванович. Эта встреча нашла теплый отклик у преподавателей, у детей, и поэтому инициативу подхватили, пригласили в следующий раз Григория Федоровича Суруса, потом Владимира Дорохина – так появился целый проект «Белорусское музыкальное наследие – детям». Главная идея этого проекта – изучение пропаганды белорусской музыки именно в детской аудитории при непосредственном участии композиторов. Я сама предварительно встречаюсь с ними, беру у них ноты, потому что у нас с публикацией нот очень туго (очень много нот находится только в рукописном варианте). Таким образом, происходит еще и распространение в школе – именно нот, которых нет нигде в печати. Кроме того, я лично с ними беседую, собираю биографические данные, фотографии из личного архива (то, что вы могли сегодня видеть на презентации). Потому что этого нигде нету. То есть наша композиторская школа сравнительно молодая (она появилась только в 20-ых годах прошлого века), а научная составляющая (музыковедение) только в 60-ых годах. Как вы понимаете, эта область еще недостаточно разработана, хотя уже сделано много: например, недавно вышла книга Мдивани «Современные белорусские композиторы», но там в основном речь идет о самом творчестве (что написали, в каких жанрах), биографических же данных мало. Таких книг, как о русских композиторах или, к примеру, западноевропейских, у нас нет. А это все интересно, как детям, так и обществу, плюс актуально с научной точки зрения – пополнение фонда.


Логичным продолжением этого проекта, этих творческих встреч стал конкурс. Впервые мы его организовали в прошлом году в номинации фортепиано. Тогда к нам приехало 75 человек. В этот раз участников гораздо меньше (17 участников), но это объясняется тем, что пианисты всегда самые активные, их всегда больше, и школа сама по себе более древняя (можно сказать, с XVI века). Тем не менее, в жюри отметили, что для народников это большое количество. Очень отрадно, что у нас именно старшая группа представлена достаточно многочисленно – 10 человек. И это сейчас, когда в училищах проблемы с поступлением. Именно поэтому нужно поддерживать уровень, поддерживать детей. Очень приятно, что они с детства учатся на своей родной культуре, тем самым воспитывают уважение к традициям.


− Как ты сама оцениваешь первый конкурс? Удался?

− Да, удался. Успешно. Мы не ожидали, честно говоря, такого количества участников. Все прошло на высоком уровне – это было отмечено и жюри, и конкурсантами (у нас есть книга отзывов, там можно даже почитать). И еще, почему успешно – после этого пошел резонанс и не только в области, но, в особенности, по Минску. Мы в свою очередь старались поощрить участников: приготовили им хорошие призы, приготовили грамоты. Поощряли педагогов, потому что это тоже очень важно. Ребенок без педагога – это практически ничто и никто, каким бы талантливым он не был. На многих конкурсах это почему-то затирается, а у нас – педагоги были очень рады, что мы отметили их работу. Опять же возвращаясь к теме успешности конкурса: звонили нам в этом году из Бреста, из Витебска, из Баранович – вот такая волна пошла по Беларуси. В прошлом году спонсором было ЧПУП «МАВ», и дети получили денежные призы, помимо просто подарков участникам (значки с эмблемой нашего конкурсы, флешки и грамоты).

− Насколько я понимаю, в Беларуси в этом плане делается маловато?

− Пытаются делать. В последнее время у нас есть несколько конкурсов чисто белорусской музыки. Есть такой конкурс в Любани «Белорусские картинки» (года три существует), также Финберг уже давно занимается этим вопросом – конкурс проходит в Заславле, называется «Заслаўскі сшытак». Но на этих конкурсах играют одно произведение любого композитора. Я ездила на эти конкурсы, и видно, что делается все, чтобы белорусская музыка звучала, привлекаются исполнители, делается все, чтобы они искали ноты. Ведь главная загвоздка как раз в нотах – нету нот! Невозможно издаваться, потому что все это делается только за личные деньги композитора. А поработать, приложить усилия, созвониться с тем же композитором – не всем хочется. И получается, что одни и те же произведения кочуют из конкурса в конкурс. Услышали – ах, какое хорошее произведение, дайте нам ноты! И пошло, и пошло, а между тем остается целый пласт неизученной музыки, прекрасной музыки, которую никто не знает, никто не слышит и вообще не подозревает о ее существовании. Именно поэтому мы взяли такой формат, где каждый раз выбираем какого-то белорусского композитора (сейчас это Сурус), изучаем его биографию, и обязательным условием конкурса является исполнение двух произведений, одно из которых именно этого композитора. В следующем году мы точно также берем Коретникова.

− Чего бы тебе хотелось добиться этим конкурсом? Есть какой-то посыл? Какие-нибудь пожелания будущим конкурсантам, да и вообще – людям, которые, в принципе, хотели бы заниматься музыкой, изучать родную культуру.

− Активизироваться (это конкретно педагогов касается) – не ждать, что им принесут все готовое, а самим сотрудничать с композиторами. Не бояться, потому что многие, я знаю, боятся. Композиторы – замечательные люди и всегда легко идут на контакт. Более того – очень рады и заинтересованы в сотрудничестве. Это очень благодатно, потому как дети должны знать, что у нас есть своя культура, есть очень мощная композиторская школа, и мы можем непосредственно встречаться с композиторами, знакомиться с ними. А такие встречи, такие мероприятия остаются у детей в памяти надолго. Тем самым повышается и общий уровень культуры, начиная с детства. Играйте – у нас есть очень много замечательной белорусской музыки.

Ну, и, конечно, фото победительницы, которая в этом году получила Гран-При.


Наши новости