«Напеў зямлі маёй» глазами 1146.by

19 октября 2015 43 0
«Напеў зямлі маёй» глазами 1146.by

Эксклюзивный материал с прошедшего в субботу областного фестиваля «Напеў зямлі маёй»

В субботу, 17 октября, прошел очередной XXI фестиваль народного творчества «Напеў зямлі маёй», который с 2001 года неизменно собирает огромное количество «народных» и «образцовых» коллективов, приезжающих в ДК Марьиной горки, что называется, себя показать и на людей посмотреть. Не будем скрывать – многие едут и за призами (причем, зачастую прям целенаправленно) и их сложно в этом винить, поскольку призы действительно более чем достойные: профессиональная звуковая и записывающая аппаратура, портативные компьютеры, микрофоны, а на закуску – гран-при в виде микроавтобуса. Все это стало возможно благодаря стараниям Миноблисполкома и Минской городской организации Белорусского профсоюза работников культуры. Редакция 1146.by побывала на мероприятии и традиционно предоставляет вам возможность заглянуть в закулисье фестиваля, чтобы посмотреть, как все устроено изнутри.

Дзержинский район в этом году на фестивале представлял народный ансамбль инструментальной музыки «Экспромт» Фанипольского городского Дома культуры, широко известный не только на Дзержинщине, но и в ближнем зарубежье. «Экспромт» уже не первый раз приезжает на фестиваль – в 2006 году они даже привезли диплом второй степени, поэтому мы решили уточнить кое-какие нюансы у руководителя коллектива Давидовской Юлии. Начали, конечно, с общих вопросов: что представляет из себя коллектив, каким он был в 2006 году, когда удалось взять диплом второй степени…

− Коллективу уже за 25 лет, и это коллектив чисто инструментальный, создан на базе ГДК Фаниполя в 87 году. Лет 10 руководителем коллектива являюсь я. По своей направленности коллектив не зацикливается на каком-то одном музыкальном стиле – играем все. Парадокс в том, что коллектив любительский, но музыканты все профессионалы – учителя школы искусств Фаниполя.

Почему выбрали именно ваш коллектив, чтобы представлять Дзержинский район на фестивале?

− Дело в том, что конкурс этот проводится ежегодно (то есть он может отмениться по каким-то причинам, но обычно проводят без проблем) и обычно от района прослушивают несколько вариантов – принять участие может любой коллектив со званием «народный» или «образцовый» любого Дома культуры. В этом году так сложилось, что мы целенаправленно стали готовить номер именно к этому конкурсу и уже не возникло вопросов, кто едет. То есть, в принципе, уже район знал, что готовимся мы и доверил нам полностью бразды правления (смеется).


До того, как мы посмотрим, что из себя представляет номер, хотелось бы узнать, как он вообще готовился?

− Номер готовился целенаправленно к этому конкурсу, а этот конкурс отличает разноплановость жанра. Номер делался на базе народного инструментального коллектива «Экспромт», но поскольку сейчас требование конкурса сместились в сторону зрелищности, яркости, сочетаний разных жанров, то мы решили в этом году ехать не чисто инструментальным составом, а сделать так называемую «солянку» с вокалом и хореографией. На базе Фанипольской детской школы искусств есть замечательный народный вокальный коллектив «Ретро-стиль», мы с ними сотрудничаем уже много лет, и сегодня они приехали с нами как вокальное сопровождение. Также задействовали образцовый детский хореографический коллектив поселка Энергетиков. Таким образом, три направления – вокальное, хореографическое, инструментальное представлены в этом номере. Мы решили, что коль мы представляем честь района, это должно быть более интересно в первую очередь для слушателя. Наша первоочередная задача – понравится залу, можно сказать, поднять зал.

Номер представляет из себя попурри из самых известных и любимых белорусских песен: от эпохи Огинского мы переходим к Мулявину и к Лученку.

Это, видимо, какая-то маленькая хитрость, ведь Игорь Лученок – председатель жюри?

− Дело в том, что состав жюри не разглашается…

Да? По-моему, он с 2001 года неизменно его возглавляет.

− Честно говоря, мы на это не обращали внимания, то есть действительно в номере использованы 2 его темы – «Майский вальс» и «Жураўлі на Палессе ляцяць...» − но абсолютно не с целью как-то понравится. Просто произведения играются. Они в мире музыкантов, скажем, самые такие доминанты.


А какой у вас все же основной репертуар, ведь есть какие- то, может быть, даже личные предпочтения?

− Мы играем белорусскую музыку – она занимает часть нашего репертуара, но это, разумеется, не все. Например, мы очень любим творчество аргентинского композитора Пьяццолла, которого знает весь мир. Но мы как коллектив Беларуси считаем своей обязанностью и долгом представлять в том числе и нашу музыку, так что когда выезжаем на, к примеру, какие-нибудь международные конкурсы, то в нашем репертуаре неизменно присутствуют белорусские мотивы.

И что это за конкурсы? Из последнего что-нибудь хотя бы.

− Ну, вот весной мы ездили на «Славянские встречи», где взяли гран-при − мы представляли два инструментальных номера, из них один был вот как раз-таки Пьяццолла, а второй белорусского композитора − «Балбатухi». Второй был в январе – профессиональный конкурс инструментальной музыки «Белорусские узоры», на котором мы заняли второе место. Вообще у нас сейчас в стране «бум» на такие конкурсы, их проводит питерское агентство «Салют талантов».


Как называется сегодняшний номер?

− Он называется «Суквецце мелодый спадчыны», что, в принципе, само за себя говорит – это мелодии разных времен, самых ярких тем, то есть попурри состоит из самых запоминающихся композиций. И у каждой темы свой стиль, который мы должны будем показать и в игре, и в хореографии, и в костюмировании, и в постановке – чтобы передать дух того времени, когда были написаны эти композиции. В этом сложность номера – попурри предполагает грамотную связку всего этого.

Как настроение перед выступлением?

− Настроение боевое, и, я повторюсь, наша главная задача – понравится публике, чтобы зал принял и пел с нами эти произведения, знакомые всем до глубины души; чтобы было соответствующее настроение, то есть – контакт со слушателем, а зал на этом конкурсе каждый год полный.

Действительно, мы смогли убедиться воочию – в зале негде было яблоку упасть: места занимали заранее, и к началу концертной программы найти свободное было абсолютно нереально. Народ толпился даже в проходах, чтобы насладиться выступлениями 28 коллективов из 8 регионов Минщины – именно столько их было заявлено в участники. Состав жюри также вызывает уважение – от представителей Белорусского государственного университета культуры и Белорусской государственной академии до ведущих музыкантов Беларуси. Председательствует в жюри уже много лет (с 2001 года) выходец из этих мест, известный белорусский композитор, народный артист СССР, без преувеличения человек-легенда, Игорь Михайлович Лученок. Не смотря на общий сумбур и занятость, нам удалось взять небольшое интервью у Игоря Михайловича для читателей нашего портала.

− Игорь Михайлович, как изменился фестиваль с 2001 года?

− Вы знаете, я могу сказать, что отношусь к Беларуси очень серьезно, но с культурой у нас тяжеловато всегда было. Однако вот этот фестиваль за эти годы вырос. Программа от каждого района готовится целый год. Целый год одну программу! Вырос уровень, это несомненно. Вот у меня здесь все номера (показывает листы с протоколами), посмотрите, какие оценки – 9 или 10 по десятибалльной системе, ниже нету.

− Как вы считаете, что главное в человеке? Творчество?

− Творчество. Тут иного не дано – человек просто обязан творить, особенно если обладает для этого всеми данными.

− Какие бы коллективы вы выделили?

− Воложинский район хорошо выступил, Борисовский, Березинский, Молодеченский район, Пуховичский район… Все выступили просто замечательно, так что определиться с победителем было действительно не просто. Были разные мнения, потому что все готовились очень серьезно…

− А были выступления, которые, что называется, зацепили?

− Вы знаете, были. «Каля чырвонага касцёла» Дайнеки, многие композиции… И даже не потому что это Лученка и Позняка, моего друга, а потому что действительно на достойном уровне исполнено.

− А про Дзержинский район что скажете?

− Дзержинский район я знаю. А по выступлению – был перебор эклектики. Видите, у меня тут написано (показывает записи). Они старались.

− Какие, может быть, напутствия у вас есть для нашего поколения?

− Главное быть здоровым. И дружить с журналистками (тут Игорь Михайлович залихватски подмигнул нашему фотографу – это «она», так что не переживайте, с Игорем Михайловичем все в порядке).


И Игорь Михайлович покинул нас для оглашения результатов конкурса, которые, к сожалению, были не очень радостными для нашего района: четырехколесное гран-при в этом году увезли в Столбцы участники Сводного духового оркестра; лауреатами первой степени стали фольклорный ансамбль «Венок» из Ракова; детский хор «Крынiчка» из Солигорска; еще один детский коллектив – оркестр народных инструментов «Клавис» (Смолевичи), а также ансамбль народных инструментов «Каралi» Староборисовского СДК.

Что послужило причиной тому, что уважаемое жюри обошло в своих симпатиях Дзержинский район – достоверно неизвестно (для Игоря Михайловича, как вы уже могли узнать, это переизбыток эклектики), однако как очевидцы можем сказать – зал встретил наших артистов очень тепло, а по окончанию выступления многие аплодировали стоя. Так что, если основной целью, как сказала руководитель коллектива Юлия Давидовская, было понравится зрителю, «раскачать» его, заставить проникнуться самой идеей, то все сложилось как нельзя лучше. В общем, были, конечно, некоторые технические нюансы, которые, вполне возможно, сыграли нам совсем не на руку, но реакция зала показывает – номер без сомнений удался. Да и вообще, собрать в едином порыве 52 человека (а именно столько было задействовано в выступлении) – уже небольшой подвиг.

Наши новости