«Гимназия №1» − Как Это Было

16 октября 2015 43 0
«Гимназия №1» − Как Это Было

Интервью с директором "Гимназии №1 г.Дзержинска" Соколовской Лилией Ивановной

Буквально вчера мы порадовали вас отчетом с прошедшего на базе нашей «Гимназии №1» областного семинара по поводу резко вернувшегося интереса к развивающей форме обучения. Это, безусловно, знаково, что гимназия оказывается всегда на пике актуальности, словно предвосхищая развитие событий – где-то еще только подумали о том, как будет лучше, а в гимназии это уже есть. Как так получается, и не является ли это всего лишь цепочкой удачных совпадений? Об этом и многом другом мы побеседовали с директором «Гимназии №1 г.Дзержинска» Соколовской Лилией Ивановной.

Так как пообщаться нам удалось, что называется, на ходу – у семинара был очень плотный график, буквально выверенный поминутно – то и разговор как-то само собой начался с этого мероприятия. Нам было интересно, кто выступил с инициативой проведения, почему именно наша гимназия… Честно говоря, мы даже подумать не могли, что интервью получится таким объемным и насыщенным информацией, поскольку специально никто не готовился – ни наша редакция, ни, понятное дело, Лилия Ивановна.

Итак, на наш вопрос по поводу всяческих инициатив Лилия Ивановна ответила:

Инициатива проведения семинара была Минского областного института развития образования, а выбрали наше учреждение образования, потому что в этом вопросе у нас большой опыт работы накоплен. И еще участники семинара интересовались одной очень интересной проблемой – проблемой развивающего обучения. Эта форма работы практиковалась у нас много лет назад, но потом по инициативе «сверху» внезапно была запрещена. И только спустя много лет (5 или 6 лет) опять появился интерес. Мы одна из немногих школ Минской области, которая занималась развивающим обучением. Эта система работы с детьми была очень привлекательна – она помогала развивать детей творчески, как ни на каких других уроках, раскомплексовывать их, учила думать нестандартно. В общем, дети были немножко не похожи на тех, которые учатся по стандартным формам обучения. И мне, например, очень льстит, что мы будем возвращаться к этой системе, потому что я помню итоги работы – уровень развития детей, который нас всегда радовал, потому что они были успешными буквально во всех вопросах. Участники сегодняшнего семинара просили нашу учительницу дать им тот урок далекой 5-6-летней давности, чтобы показать им, что такое на самом деле развивающая форма обучения.


Согласитесь, это все было бы невозможным без соответствующей технической базы. Мы были приятно удивлены, когда пришли в школу, а тут в каждом классе и телевизор, и компьютер… Учителю, имея под рукой все это, гораздо проще реализовать свои какие-то, может быть, даже творческие идеи. Скажите, как давно вы вышли на такой технический уровень оснащенности?

Наверное, сразу после того, как вы ушли из нашей школы (Лилия Ивановна шутит, а я действительно являюсь выпускником «Гимназии №1 г.Дзержинска»)

А, так это мы мешали?

Нет, не поэтому (смеется). Компьютерный бум начался уже, наверное, лет 15 тому назад, и, наблюдая за детьми, мы понимали, что мел, доска и учитель – это уже не соответствует духу времени. Дети приходили с мобильниками, и дети искали посредством мобильников информацию, дети дома уже имели компьютеры, а мы по-прежнему мел и доска… И вот когда мы это подсмотрели у наших детей, решили, что надо идти вперед за техническим прогрессом, предоставляя ученикам то, что им действительно интересно. Поэтому буквально в течении двух лет (точно не скажу, в каком году) мы оснастили все кабинеты компьютерами, телевизорами, потому что учитель заранее готовится и делает записи фрагментов урока, он может задание дать на экране, он может на экран вывести ответы – во-первых, это экономит время, все это делается с соответствующим визуальным рядом (в красках, в цвете, с соответствующими схемами, графиками); во-вторых, ребята получали домашние задания, которые надо было приготовить, используя технические новинки (выйти в интернет, найти нужную информацию, приготовить презентацию), и это им было интереснее, чем просто прочитать учебник и прийти ответить.

Таким образом, с развитием новых технологий в мире мы также планомерно обновляем свою базу. Очень помогают в этом отношении минские фирмы, с которыми мы сотрудничаем уже долгое время: вот недавно мультимедийный проектор приобрели, интерактивную доску, лингафонные кабинеты стали возможны. Несколько раз в год они мне звонят и говорят – Лилия Ивановна, а сейчас уже в ходу вот такая техника. Что нам остается делать? Собираем деньги и приобретаем. Хотя бы один экземпляр, чтобы освоить.

А родители участвуют в этом процессе?

Обязательно. Нас родители очень поддерживают.

Мне просто не понаслышке известно, что гимназия в плане финансов славится своей независимостью.

Абсолютно верно. У нас большая внебюджетная деятельность: это металлолом, макулатура, спонсорская помощь, это родительская помощь, помощь попечительского совета. Мы всегда с ними обсуждаем, что нам надо, доходчиво все объясняем – и никто не возражает. Почему? Раньше были вопросы, куда и как используются деньги. Тогда мы решили собрать родительскую конференцию (в основном мужчин) и сделали им экскурсию по всей гимназии, по каждому кабинету. После этого отпали все вопросы по поводу того, чем мы занимаемся. И теперь у нас каждый год в первый класс большой поток детей из города – конкуренция прямо идет. Мы же в свою очередь не можем удовлетворить все пожелания, потому что стены старого здания не позволяют нам вместить всех детей. А так мы, конечно, забрали бы больше.

А есть возможности для расширения?

Нужны пристройки, а это очень дорогостоящее дело, поэтому мы пока об этом можем только мечтать. Хотя бы те 880 человек, которые у нас сегодня есть – их развивать, обучать на самом высоком уровне в свете тех требований, которые сегодня жизнь предъявляет. Поэтому мы стараемся вводить такие курсы, такие формы занятий, которые помогут детям подготовится к жизненным ситуациям уже здесь, в гимназии. Иначе, если мы будем их учить только, что называется, по учебнику, этого будет недостаточно. Сегодня детям надо показывать жизненные проблемы и способы их решения. На данном этапе у нас, к примеру, хороший контакт с банковской системой – 2 банка у нас проводят регулярно занятия по азам экономики и финансам (учим детей пользоваться основными документами, карточками теми же).

В нашем районе всегда присутствовал некий соревновательный элемент между учреждениями образования. Какими достижениями гимназия может похвастаться в этом ключе?

По общерайонным соревнованиям у нас почти всегда первое место. Иногда бывает второе – обе наших гимназии зачастую идут вровень, однако по уровню технической оснащенности мы, конечно, сегодня без ложной скромности лидируем. Многие предпринимают попытки хотя бы сравняться, но, понимаете, мы уже слишком ушли вперед. Вот сейчас ремонт закончили, а, значит, снова будем пополнять техническую базу в соответствии с требованиями времени.

Ведь все эти качественные видоизменения стали возможны, когда вы, если можно так выразиться, стали у руля. Как считаете, вы достигли поставленных перед собой целей?

У меня была цель – сделать самое современное учебное заведение. Получится у меня это или не получится...

А были сомнения?

Да, были сомнения – поддержит ли меня коллектив, поддержат ли меня родители, смогу ли я найти столько средств, потому что это все очень дорого. Но потом жизнь показала – когда убедились, что я делаю это ради того, чтобы детям стало лучше и эффективней шло обучение, все стали меня поддерживать: педагоги стали осваивать и использовать технические новинки, родители стали помогать средствами. Посмотрите, как у нас одеты танцевальные коллективы, театралы как одеты – это же все очень дорого. Поэтому на сегодняшний день могу сказать, что я со своей задачей справилась и с честью могу уходить на заслуженный покой (смеется).

Мы категорически не согласны с последней частью шутливого утверждения Лилии Ивановны, поскольку считаем, что она еще очень много может сделать не только для «Гимназии №1 г.Дзержинска», но и для сферы образования в целом. Ведь мало кто в наше время способен с такой решимостью и смелостью идти навстречу новому, местами еще даже не изученному, а иногда – противоречащему мнению большинства. Мы желаем директору первой (по всем параметрам) гимназии успехов в этом нелегком деле, поскольку уверены – оно ей вполне по плечу. Ну а нашим читателям мы в очередной раз предоставили возможность посмотреть на ситуацию с несколько иного ракурса и сделать свои выводы.


Наши новости