«Марсианин»: мнение 1146.by

09 октября 2015 43 0
«Марсианин»: мнение 1146.by

Со вчерашнего дня в кинотеатрах нашей страны стартовала премьера нового голливудского блокбастера «Марсианин» с Мэттом Дэймоном в главной роли.

Это уже стало притчей во языцех – сказ о том, как американцы Дэймона спасали: сначала в культовом «Спасти рядового Райана», затем, спустя длительный промежуток, в уже не менее именитом «Интерстелларе», а теперь вот и до Марса добрались, где Мэтт опять умудрился вляпаться в неприятности. Правда, непонятно станет ли «Марсианин» Ридли Скотта чем-то столь же выдающимся, как вышеперечисленные шедевры, тем более, что режиссер, которого никогда не обижали семизначными нулями в бюджетах картин, в последнее время не больно-то и радует поклонников своего творчества (в штыки встреченный критиками «Исход: Цари и Боги», весьма посредственный «Прометей»). Давайте попробуем разобраться, раз уж так совпало, что нам удалось, как прочитать оригинальное произведение Энди Уира, так и посмотреть саму картину.

Забавно, что когда началась мировая премьера «Марсианина», многие американцы до мозга костей посчитали происходящее на экране едва ли не документальной хроникой – Twitter был буквально переполнен сообщениями из разряда «сижу сейчас в кинотеатре, смотрю «Марсианина», девушка прямо за мной спрашивает, когда мы успели слетать на Марс». Так неужели Ридли Скотт выдал наконец-таки что-то по-настоящему достойное маэстро? К сожалению, дело тут, скорее, в элементарной невнимательности, а зачастую и нежелании думать, и режиссер совсем не при чем (хотя картинка по-прежнему чудо как хороша), но обо всем по порядку.

Автор оригинального научно-фантастического романа Энди Уир по слухам вообще не планировал издавать книгу, а просто выложил ее в своем блоге. Только слезные мольбы читателей смогли растопить сердце простодушного писателя, и он разместил ее на Amazon, установив минимально возможную стоимость в 99 центов. Нам, жителям СНГ, сложно поверить в такие чудеса альтруизма, потому как любой более-менее успешный автор, выходец из этих мест, сразу же из творца превращается в правообладателя, всеми возможными способами выколачивая копейки отовсюду, куда сможет дотянуться. И это при том, что зачастую его работы не стоят даже электричества, потраченного на написание.

Энди Уир постарался. Энди Уир молодец. Произведение хоть и не мнит себя истиной в последней инстанции, однако изо всех сил старается походить на научно-фантастический роман – местами нудный, перегруженный техническими подробностями и некоторыми неточностями (фантастика все же), но очень хорошо передающий атмосферу одиночества, местами даже отчаяния, человека, попавшего, казалось бы, в безвыходную ситуацию где-то у черта на куличках. Но Марк Уотни, американский астронавт миссии «Арес-3», по нелепой случайности оставленный коллегами, вынужденными в спешном порядке ретироваться с планеты, на Марсе, не собирается сдаваться – он прилагает нечеловеческие усилия и весь багаж из накопленных знаний, чтобы выжить и продержаться до прилета спасательной миссии. И это очень четко ощущается в романе. И это то, о чем напрочь забыли в фильме.

Серьезно, почти с самого начала, когда Марк в исполнении Мэтта приходит в себя от писка системы жизнеобеспечения своего скафандра, вас начинает преследовать мысль, что как-то уж больно спокойно астронавт воспринимает мысль о собственной весьма вероятной кончине. Нет, все понятно − героический американец, первопроходец, космический Робинзон и бла-бла-бла, но практика показывает, что даже самый бесстрашный и героически настроенный человек в экстремальных (а куда уж экстремальней?!) ситуациях сразу накладывает полные штаны кирпичей, а уж потом начинает геройствовать. Геройство – не более чем побочный продукт избытка адреналина в крови. Тем более, выпендриваться Марку особенно не перед кем – на всей планете он один – однако образ эдакого рубахи-парня, балагурящего по поводу и без повода, прочно закрепляется за ним до конца картины. Сам же процесс выживания как-то остается на вторых ролях: посадил картофанчика, добыл водички, початился с коллегами по работе…


То, на чем акцентировал особое внимание Энди Уир (торжество человеческого гения, способного в полном отрыве от цивилизации не сломаться и выжить), Ридли Скотт превратил в двухчасовое объяснение понятного любому десантнику утверждения – мы своих не бросаем. Фильм, безусловно, соберет свою кассу и, как минимум, окупится, потому как все пойдут в кинотеатр посмотреть на новое творение некогда гениального режиссера, на игру сдавшего в последнее время, но все еще молодящегося Мэтта Дэймона, на остальной актерский состав, изобилующий звездами разной величины, да и просто за зрелищностью, которой Ридли Скотт злоупотребляет ввиду отсутствия здравого смысла. Только все это совсем не то, чего хотелось бы увидеть от экранизации достойного литературного произведения. Средненький по всем параметрам и достаточно стандартный голливудский блокбастер с претензиями стать чем-то похожим на «Гравитацию» или «Интерстеллар», которым, увы, не суждено сбыться. Ежели убрать скафандры и прочую научно-фантастическую мишуру, то у зрителя бы сложилось четкое ощущение, что он наблюдает за выживанием какого-нибудь бравого техасского рейнджера по каналу Discovery.

Наши новости