«LitRPG» − почти новое слово в фантастике

18 сентября 2015 43 0
«LitRPG» − почти новое слово в фантастике

Очередной пятничный совет от 1146.by

Пожалуй, каждого из нас посещало желание побывать (а-то и жить) в мире, отличном от нашего: где властвуют другие законы физики, природы, где нет надоевших рутинных проблем и, проснувшись рано утром, не придется идти на опостылевшую работу, а после – вновь окунаться во всю ту же рутину, но уже дома. У каждого свое представление о таком мире, даже у тех, кто утверждает, что вполне доволен всем в своей жизни, просто с течением времени мы привыкаем к происходящему и начинаем забывать, что когда-то умели мечтать. По этой причине нет ничего удивительного в повсеместном увлечении компьютерными играми (играют даже взрослые дяденьки и тетеньки), ведь это реальный шанс уйти от мира реального в мир вымышленный, то есть по сути то, о чем было написано выше.

Особенной популярностью на данном поприще пользуются многочисленные MMORPG, где вам предоставляется возможность отыграть роль какого-либо персонажа, предварительно создав его, так сказать, по образу и подобию, а, если точнее, − исходя из имеющихся в игре возможностей (раса, класс, внешность и т.п.). В ваше распоряжение попадает целый вымышленный мир различной степени проработки, населенный как такими же искателями приключений вроде вас, так и «неписями» − эдакий аналог местного населения, флоры (да, бывает и такое) и фауны, зачастую весьма агрессивный. План действий приблизительно такой: создаем персонажа, загружаемся в мир, находим нужного нам «непися», берем у него задание (квест), выполняем и получаем опыт с соответствующим денежным вознаграждением. Опыт, понятное дело, влияет на развитие персонажа, который, как вы понимаете, обладает достаточно специфическими умениями, требующими основательной раскачки. Плюс ко всему можно осваивать различные профессии, пользующиеся спросом в этом мире, заниматься земледелием, изготовлением оружия, брони, вступать во всевозможные гильдии… В общем, заняться вам однозначно будет чем. Многие так называемые «ноулайферы» проводят в подобных играх больше времени, чем в реальном мире, даже умудряются зарабатывать этим себе на жизнь. Причем, такой «зарплате» зачастую мог бы позавидовать и обычный трудящийся.

Беда в том, что современные технические возможности не позволяют установить так называемое полное погружение – работы в этом направлении ведутся ускоренными темпами, но пока еще никто не может похвастать сколько-нибудь внушительными результатами. Все без исключения поклонники компьютерных игр продали бы душу дьяволу за обладание подобного рода девайсом. Да что там – хватило бы и просто возможности испытать его на себе. Но – увы и ах – пока это лишь вопрос отдаленного будущего. Зато уже прямо сейчас можно примерить на себя роль главного героя в относительно новом жанре фантастической литературы − «LitRPG».

Тут, как и везде, спрос рождает предложение: ну, нету у нас пока возможности загрузить всего себя в виртуальность, однако фантазировать в этом направлении никто не запрещает. Вот и фантазируют. Сюжеты зачастую не блещут оригинальностью – повествование ведется от первого лица, главный герой по разным причинам приобретает себе заветный девайс (как правило, игровой кокон – нечто подобное мы могли наблюдать в кэмероновском «Аватаре») и с головой окунается в освоение нового мира. Конечно, не обходится без пресловутых роялей в кустах, когда нашему герою начинает недюжинно фартить, убер плюшки сыплются на него со всех сторон, и в конечном итоге он становится едва ли не самым крутым персом в игре. Но читается в любом случае достаточно бодро. Нет, не все, конечно же, ведь основная масса литературы подобного толка – это любительские поделки (фанфики) на тему того, что бы было, если. Впечатлился человечек, играя в какой-нибудь «World of Warcraft», и давай влажно фантазировать, изливая весь свой графоманский бред на ни в чем не повинный жесткий диск. Однако встречаются и очень годные произведения. О них и поговорим.

Необходимо добавить, что действие в классической «LitRPG» происходит, как правило, в мире фэнтезийном, то есть в полном объеме наличествуют эльфы, гномы, феи, магию опять же никто не отменял, плюс традиционное сюжетное противостояние между двумя-тремя фракциями за господство в целом мире. Понятия добра и зла при этом размыты до неузнаваемости. Наш герой, ясное дело, находится на острие атаки.

То, что одним из родоначальников жанра является южнокорейский писатель Нам Хи Сунг, накропавший на данном этапе уже более 21 тома своего «Легендарного лунного скульптора», почему-то не вызывает особого удивления. Поясним для непосвященных: корейцы известны во всем мире, как разработчики пускай и весьма специфических, но от этого не менее увлекательных игр ММОРПГ. Да и так называемый кибер-спорт у них в стране развит не в пример лучше, чем во всех остальных странах мира (карьера кибер-спортсмена в Корее считается вполне презентабельной, наряду с карьерой профессионального футболиста). Произведения также весьма специфические, подойдут, скорее, любителям анимэ и манги, однако ознакомиться, если уж вы решили читать «LitRPG», все же можно. Хотя бы для того, чтобы было что сравнивать с поделками отечественных авторов.

Собственно, теперь о них и поговорим.

Как уже подчеркивалось, действительно качественных произведений по данной теме не очень много, надо быть крайне избирательным, дабы не словить рак головного мозга, продираясь через «творчество» разбушевавшихся фанатов. Остановимся на по нашему мнению достойных представителях, которых, если прищурить один глаз, издалека можно даже принять за писателей. В общем, на тех, кто вполне успешно издается.

Итак, под номером раз у нас выступает пионер жанра Руслан «Дем» Михайлов со своим циклом произведений «Господство клана Неспящих». В данном конкретном случае наше мнение совпадает с мнением «Википедии» − во-первых, Дем, если нам не изменяет память, действительно был первым, кто начал писать в этом жанре (с 2012 года) у нас; во-вторых, произведение имеет свойство затягивать, что свидетельствует о наличии у автора таланта: герои не картонные, сюжет в меру увлекательный, количество зубодробительных описаний полученных главным героем умений и навыков не зашкаливает, рояли в кустах, конечно, присутствуют, но выглядят вполне органично. Нам предлагают проследить за игровой карьерой ветерана мира Вальдиры, испытывающего временные финансовые трудности (денег фактически нет даже на то, чтобы оплатить следующий месяц пребывания в игре). Внезапно (рояль detected) он получает предложение, от которого не может отказаться, единственное условие – удаление своего предыдущего персонажа и ускоренная прокачка из нубо-локаций (локации для новичков). Понятное дело, наш герой соглашается, и это становится началом целой череды приключений, которые приводят его к… А вот это предлагаем вам выяснить самим. Однозначно рекомендуется к прочтению. Бьемся об заклад, что прочитав первую книгу серии, вам захочется узнать, чем там все это продолжится.


Номер два – Дмитрий Рус со своим циклом «Играть, чтобы жить». И здесь «Википедия» не врет: качественная поделка, где упор идет на ПОЛНОЕ погружение без возможности возврата в реал. Главного героя ставят перед фактом – он смертельно болен, и жить ему осталось в лучшем случае полгода. Да уж, та еще ситуация, особенно, когда ты молод и полон амбициозных планов. Выбор состоит из того, чтобы заморозить свой мозг в криокапсуле до лучших времен или попробовать себя в популярной компьютерной игре с полным погружением. Тем более, ходят слухи о том, что люди, уходят в так называемый Срыв – после определенного количества проведенных в игре часов (безвылазно) из функционала интерфейса пропадает кнопка «Выход», и человек полностью переходит в цифровой мир, оставив свою бренную тушку в реале заботам патологоанатомов. Первые книги (3) рекомендуются к однозначному ознакомлению, так как и вправду увлекательны. Однако, чем дальше, тем все больше автор ударяется в доморощенную философию и никому не нужный национализм (политота detected). В общем, довольно спорное произведение.


Под номером три незабвенная «Википедия» предлагает нам ознакомиться с творением Василия Маханенко «Путь Шамана» − опять же цикл произведений, объединенных главным героем и миром (Барлиона), где основная масса игроков не чувствуют боли, но вот преступникам, вынужденным отрабатывать свои провинности в виртуальности, ощущения врубают по полной программе. Честно говоря, вообще не впечатлило. Уж лучше в этот список добавить Георгия Смородинского с его «Семнадцатым обновлением» или «Седьмой круг» Сергея Извольского – оба произведения имеют продолжение, так что не придется гадать, что же там произошло с персонажем далее, а также объединены общей атмосферой безнадеги и интриги, которая держит в напряжении до самого конца.

Вот такой списочек, друзья. Если на выходных решили расслабиться с хорошей книжкой, и вам к тому же не чуждо желание пофантазировать на тему других миров (если вы поклонник ММОРПГ, и еще не ознакомились с данными произведениями, то стыд вам и позор!), то читаем – гарантируем, что время пролетит незаметно. Читать лучше именно в том порядке, в котором тут написано, поскольку данный порядок подразумевает качество исполнения. С литературной точки зрения прежде всего. Что ж, приятного чтения и удачных выходных!


Наши новости