Случайные жертвы: атакованные и сбитые гражданские авиалайнеры

17 июля 2015 43 0
Случайные жертвы: атакованные и сбитые гражданские авиалайнеры

Год назад над Донбассом был сбит самолет авиакомпании Malaysia Airlines, все 298 человек, находившиеся на его борту, погибли. Сегодня наш портал вспоминает жертв роковых ошибок, совпадений и случайностей.

В истории гражданской авиации было много случаев, когда гражданские авиалайнеры атаковались с воздуха и с земли. 1146.by приводит хронологию этих ужасных событий.

30 июня 1962 года в Берёзовском районе Красноярского края был сбит Ту-104А (рейс 902) компании Аэрофлот выполнявший пассажирский рейс из Иркутска в Омск. Погибли 84 человека, на тот момент это была крупнейшая авиакатастрофа в Советском Союзе. Одна из частей ПВО, дислоцировавшаяся в районе Маганска, проводила учебные пуски зенитных ракет. Было сообщено, что одна из ракет, потеряв в условиях прохождения через грозовой фронт свою цель, перенацелилась на гражданский самолёт и поразила его в левый борт.

11 сентября 1968 года в Средиземном море в окрестностях Ниццы потерпел катастрофу SE-210 Caravelle III (рейс 1611) компании Air France, в результате чего погибли 95 человек. Точную или наиболее вероятную причину возгорания комиссия установить не смогла. Некоторые свидетели указывают, что учения ПВО в атаках по учебным воздушным целям всё же выполнялись, но были прекращены, после обнаружения радаром гражданского самолёта. Хотя это не исключает вероятности, что одна из ракет всё же успела поразить рейс 1611. 9 сентября 2006 года семьи погибших подали коллективное заявление в суд на Министерство обороны Франции, которое они обвинили в массовом убийстве.

10 мая 2011 года бывший военный секретарь Мишель Лати в интервью телеканалу TF1 заявил, что рейс 1611 был сбит отклонившейся от траектории ракетой.



21 февраля 1973 года на Синайском полуострове в окрестностях города Исмаилия в результате атаки истребителей израильских ВВС потерпел катастрофу Boeing 727-224 (рейс 114) ливийской компании Libyan Arab Airlines, в результате чего погибли 108 человек. У израильского командования возникло подозрение, что авиалайнер угнан террористами, тем более, что ранее уже поступали угрозы от террористической организации Чёрный сентябрь. В результате генерал Давид Элазар дал команду открывать огонь на поражение. В 14:09 истребители начали стрелять по корневым частям крыла. Боинг начал терять высоту, поэтому пилоты приняли решение о вынужденной посадке на расположенную под ними пустыню. Но в 14:10 авиалайнер врезался в дюну в 55 километрах от авиабазы и в 20 километрах от Суэцкого канала и полностью разрушился.

20 апреля 1978 года пассажирский авиалайнер Boeing 707-321B южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines (рейс 902) следовал по маршруту Париж — Анкоридж — Сеул, когда значительно отклонившись от курса оказался над Кольским полуостровом, тем самым нарушив воздушную границу СССР. Там он был перехвачен и атакован советскими истребителями-перехватчиками Су-15, в связи с чем совершил аварийную посадку на замёршое озеро Корпиярви. Огнем перехватчика были убиты 2 пассажира: предприниматель из Южной Кореи и турист из Японии.

27 июня 1980 года самолёт McDonnell Douglas DC-9-15 итальянской авиакомпании Itavia (рейс 870) следовал по маршруту Болонья—Палермо, упал в Тирренское море в 25 километрах от острова Устика. Погиб 81 человек, из них 13 детей. На протяжении многих лет получили распространение теории о том что авиалайнер стал непреднамеренной жертвой воздушного боя между самолетами НАТО и Ливии. По сообщениям СМИ существуют данные радиолокационного слежения свидетельствующие о том что во время катастрофы в том же районе находились истребители из нескольких стран НАТО, которые вероятно преследовали ливийский МИГ, который, пытаясь уклониться от радиолокационного контроля, пролетел рядом с гражданским самолётом. В 2008 году бывший президент Италии и председатель Совета министров Франческо Маурицио Коссига заявил, что авиалайнер был сбит ракетой, запущенной с французского истребителя. 8 апреля 2015 года Апелляционный суд Палермо вынес решение, что самолёт был сбит ракетой, но виновные по-прежнему не установлены.

1 сентября 1983 года пассажирский авиалайнер Boeing 747-230B южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines (рейс 007) (позывные KAL 007) следовал по маршруту Нью-Йорк — Анкоридж — Сеул, а на его борту находились 23 члена экипажа и 246 пассажиров. Был перехвачен, а затем сбит советским истребителем Су-15, после чего рухнул в воду в проливе Лаперуза к юго-западу от Сахалина, при этом погибли все находящиеся на борту 269 человек, в том числе член американской Палаты представителей Ларри Макдональд, собиравшийся баллотироваться на пост Президента США.

3 июля 1988 года самолёт Airbus A300B2-203 авиакомпании Iran Air (рейс 655) следовавшего по маршруту Тегераном (Иран) - Дубай (ОАЭ) с промежуточной посадкой в Бендер-Аббасе (Иран). Через несколько минут после вылета из Бендер-Аббаса самолёт был сбит над Персидским заливом ракетой, выпущенной с ракетного крейсера «Vincennes» ВМС США. Погибло 290 человек, включая 16 членов экипажа, среди пассажиров было 65 детей. Во время пуска ракеты крейсер Vincennes находился в территориальных водах Ирана. Американское правительство заявило, что иранский авиалайнер по ошибке был идентифицирован как истребитель F-14 ВВС Ирана. Иранское правительство, однако, утверждает, что Vincennes сознательно атаковал гражданский самолёт.

8 января 1992 года около города Шуша был сбит гражданский вертолёт Ми-8 авиакомпании «Azal Azerbaijan Airline». Во время вооружённого конфликта за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями вертолет был сбит при заходе на посадку выстрелом из ПЗРК вооруженными силами Армении. На борту находилось по разным данным от 30 до 47 человек, все они погибли. Армянская сторона, не отрицая факта запуска ракеты, заявила, что на вертолете могли перевозить вооружение для нападения на армянские деревни.


9 мая 1992 года гражданский самолет Як-40 Армении, вывозивший беженцев из Степанакерта был атакован самолетом Су-25 ВВС Азербайджана. В результате атаки у самолёта было повреждено крыло и он загорелся. Благодаря умелым действиям экипажу удалось не выпуская шасси совершить экстренную посадку горящего самолета в Сисиане и тем самым спасти жизни пассажиров. Все пассажиры были благополучно эвакуированы, а самолет полностью сгорел.

21 сентября 1993 года Ту-134А-3 компании Transair выполнял рейс из Сочи, в салоне находилось 22 человека, преимущественно журналисты. Самолёт заходил на посадку, когда в 16:25 был атакован ракетой ПЗРК Стрела-2, выпущенной с находящегося в море абхазского катера под командованием Тория Ачба. Потеряв управление, авиалайнер с высоты 300 метров упал в море. Все 27 человек на борту погибли.

22 сентября 1993 года Ту-154Б компании Transair выполнял рейс из Тбилиси, а на его борту находились 12 членов экипажа и 120 пассажиров — грузинских полицейских. При заходе на посадку он также был атакован с абхазского катера. Ракета попала в двигатель, после чего самолёт начал заваливаться на крыло. Всего погибли 108 человек: 8 членов экипажа и 100 пассажиров.

22 сентября 1993 года Ту-134А компании Transair находился на рулёжной дорожке № 2 аэрапорта Сухуми. Экипаж разогревал двигатели и одновременно производил посадку беженцев. На борту находились 6 членов экипажа и 24 пассажира, когда абхазы начали обстрел аэропорта из установки БМ-21 «Град». Один из снарядов попал в самолёт, вызвав пожар. Благодаря действиям экипажа, все пассажиры были эвакуированы до взрыва авиалайнера. Тем не менее, в происшествии погиб 1 член экипажа.

4 октября 2001 года над Чёрным морем потерпел катастрофу Ту-154М авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс SBI1812 по маршруту Тель-Авив — Новосибирск. Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета, самолёт непреднамеренно сбила украинская зенитная ракета С-200, запущенная в рамках проводившихся на Крымском полуострове военных учений.


22 ноября 2003 года сразу после вылета из Багдадского аэропорта грузовой самолёт Airbus A300B4-203F компании DHL был поражен зенитной ракетой, выпущенной из ПЗРК. Попадание ракеты повредило консоль и механизацию крыла, что вызвало утечку топлива, а также произошла потеря гидравлики и как следствие потеря управления. Экипаж смог посадить самолет в аэропорту Багдада, никто не пострадал.

3 марта 2007 самолёт Ил-76ТД белорусской компании Трансавиаэкспорт, выполнявший полёт по маршруту Могадишо — Джибути (дозаправка) — Минск, был сбит при взлёте из аэропорта города Могадишо — столицы Сомали. По предварительным данным самолёт был сбит боевиками-экстремистами. В результате катастрофы погибли 11 человек: 4 техника и 7 членов экипажа. Тела погибших при катастрофе 23 марта были доставлены 30 марта в Минск специальным рейсом Ан-12 из Фуджейры.

Лётный состав:

  1. Вашкевич Игорь Леонидович — командир воздушного судна, командир авиационного отряда (1962 г.р.)
  2. Гоманьков Александр Викторович — второй пилот (1966 г.р.)
  3. Трашков Геннадий Александрович — штурман (1960 г.р.)
  4. Габ Иван Иванович — бортинженер (1952 г.р.)
  5. Канунников Олег Викторович — бортрадист (1964 г.р.)
  6. Зернин Александр Иванович — старший бортоператор (1955 г.р.)
  7. Гресь Игорь Михайлович — бортоператор (1975 г.р.)

Инженерно-технический состав:

  1. Баглов Михаил Иванович — инженер по эксплуатации воздушного судна (1944 г.р.)
  2. Бондаронок Олег Евгениушович — авиационный техник (1962 г.р.)
  3. Носников Дмитрий Сергеевич — авиационный техник (1984 г.р.)
  4. Сычугов Артем Борисович — авиационный техник (1983 г.р.)

Отличились и белорусские вооруженные силы:

12 сентября 1995 года два воздушных шара, участвовавших в международной гонке "Гордон — Беннет", случайно пересекли белорусскую границу в районе г. Береза, в воздух был поднят вертолет Ми-24, который обнаружил один из шаров. На радиозапросы и попытки визуального контакта на шаре никто не реагировал. Поэтому после нескольких предупредительных выстрелов шар был расстрелян с расстояния 100 м. После этого в лесу неподалеку от деревни Круглое поисковая бригада нашла остатки воздушного шара и два мужских трупа. Беларусь была предупреждена о проведении гонок еще в мае 1995 года.