CINEMAD: то еще «ОТКРЫТИЕ»

04 апреля 2017 43 0
CINEMAD: то еще «ОТКРЫТИЕ»

Продолжаем наполнять рубрику новинками кинематографа.

И сегодня мы поговорим про фильм, которые релизнулся на видеосервисе Netflix 31 марта 2017 года. В мире же с ним можно было ознакомиться еще 20 января 2017 года. Тем не менее, нельзя сказать, чтобы картина вызвала хоть какой-то ажиотаж. И, как по мне, совершенно напрасно – фильм «Открытие» режиссера Чарли МакДауэлла определенно заслуживает внимания. Почему? Давайте разбираться вместе.

Есть такая категория вопросов – извечные. Их еще принято считать философскими. Однако на самом деле я бы призвал называть их чисто риторическими. Например, в чем смысл жизни? Помимо того, что на этот вопрос можно ответить лишь только самым субъективным способом (для кого-то – в деньгах, для кого-то – в семье и прочее), по мере осознания приходит понимание того, что, даже знай ты наверняка, это ничего бы не решило. Вопрос смысла жизни не решает проблемки с бессмертием, а значит – о боже, боже, все мы умрем!

Другое дело – что же нас ждет после смерти. Именно на этот вопрос, по замыслу создателей фильма «Открытие», и удалось более-менее ответить ученому Томасу Харперу. Вернее, немного не так: ему удалось научно подтвердить наличие чего-то еще после смерти. То бишь, как оказалось, экран не просто гаснет, и на этом все, существует какая-то другая плоскость, куда отправляется наша энергия (можете называть ее душой, если угодно, но я бы не рекомендовал – слишком изгаженное смыслами слово). Далее господин ученый, так сказать, не особенно разобравшись, поспешил обрадовать общественность этим, безусловно, прорывным открытием. И тут понеслось.

Человечество, получив радостные известия о наличии некоего подобия загробного мира из авторитетного источника, в большинстве своем решило, что хватит это терпеть не стоит задерживаться в этом бренном мире, коли можно тут же устроить себе гарантированную перезагрузку. Таким образом, количество самоубийств на квадратный сантиметр Земли-матушки резко зашкалило, а сам автор научного открытия подвергся резкой критике со стороны общественности и скрылся с глаз долой, уйдя в подполье. Ибо не стоит торжественно вручать обезьяне гранату, не объясняя при этом, что будет, если потянуть за кольцо. В общем, как не крути, открытие получилось то еще…

Однако, как известно, лес рубят – щепки летят: Томас Харпер не был бы настоящим ученым, если бы на пути поисков блага для всего человечества его пугал миллион-другой смертей ни в чем не повинных идиотов. Слушайте, да жена, мать его детей, на втором этаже в горячей ванне себе вены вскрывала, пока Томас занимался научными изысканиями, а мы здесь про каких-то абсолютно незнакомых ему людей! Короче, в условиях строжайшей анонимности Томас Харпер поселился на преунылейшем острове, где выкупил нечто отдаленно напоминающее психлечебницу из фильма Мартина Скорсезе. Там-то он и продолжил свои опыты в окружении последователей, чуть более чем полностью похожих на сектантов.

Правда, на этот раз ученый муж решил разобраться, что же это за место такое, куда отправляется человек (или что-то, от человека оставшееся) после смерти. То есть занялся тем, чем стоило бы заняться перед обнародованием радостной новости в стиле «смерть – это еще не конец, зуб даю!» И, надо отметить, вновь преуспел в своих изысканиях. Но это уже, как говорится, совсем другая история, способная испортить вам все удовольствие от просмотра картины. Поэтому я умываю руки и перехожу к тому, почему, по моему мнению, стоит посмотреть «Открытие» Чарли МакДауэлла.

Итак, начнем с сюжета, помноженного на атмосферу. Разумеется, не стоит ждать от фильма каких-то библейских или научных откровений – все, описываемое в нем, уже где-то было, кем-то писалось, снималось – однако весьма интересные, оригинальные и даже местами шокирующие (особенно в конце) повороты вам гарантированы. Помимо этого, в картине присутствует то, что многими сейчас воспринимается как нечто унылое, затянутое и лишенное смысла. Что ж, если в фильме нет «БУХ!», «ТРАХ!» и «ТАДАДАХ!», это отнюдь не записывает его автоматически в ряды УГ. Просто вам его смотреть категорически не стоит. Лучше подождите, пока Бэй разразится очередными «Трансформерами» или на худой конец новых «Мстителей» завезут.

В «Открытии» есть что-то от нолановского «Начала» − он такой же мутный, глухой и странный, как полузабытый сон; что-то от «Острова проклятых» Мартина Скорсезе (в частности сам остров и сопутствующие декорации вкупе с массовкой); что-то от первой части «Белого шума», который лично на меня произвел некогда неизгладимое впечатление. Да, местами «Открытие» − это печальное кино, поскольку вместо того, чтобы сосредоточится на научном аспекте, создатели фильма ударились в неприкрытую драму, но называть его от этого скучным будет неправильно.

Кстати, раз уж заговорили, это именно то, что мне в картине понравилось меньше всего – излишняя зацикленность главных героев на своих внутренних переживаниях. Серьезно, можно было бы смело делить все на два, или просто, как уже упоминалось, разбавить научной подоплекой, тем более, даже реквизита подвезли. А так, возникает ощущение, что «Открытию» просто нечего сказать по поводу этого самого открытия, и приходится вместо этого растекаться смыслом по мольберту. Оно и понятно, с эмоциями у нас будет попроще, чем с ответами.

Из положительных моментов можно отметить также игру актеров. И дело вовсе не в том, что Руни Мара стала выглядеть менее аутично (по-моему, ей просто везет, что ныне такие типажи в тренде), Джейсон Сигел стал больше походить на актера, а не на случайного собутыльника, которого вы встретили в баре, чтобы завтра даже не вспомнить, а Роберт Редфорд… К нему никаких претензий нет – в свои 80 лет актер смотрится довольно презентабельно. Дело в том, что все вместе они как раз и создают нужную атмосферу: все смотрятся настолько уместно, насколько это вообще возможно, тем самым позволяя не обращать внимания на недочеты картины.

Подводя итог, посоветую к просмотру фильм «Открытие» тем, кому: во-первых, в свое время пришлись по душе вышеназванные картины; во-вторых, зрителям, конкретно уставшим от всяких стрелялок, взрывалок и прочего не слишком интеллектуального ширпотреба; в-третьих, как бы это странно не звучало, людям, которые никаких открытий совершать не собираются и не ждут. Ибо, поверьте, никакого открытия «Открытие» не предлагает, являясь, тем не менее, довольно увлекательным размышлением на тему того, как все устроено на так называемом том свете.