TES уполномочен заявить

30 ноября 2016 43 0
TES уполномочен заявить

Поговорим сегодня об еще одной MMORPG, которая, скажем так, несколько выпадает из общего списка.

И заявила так называемая TES (О) или, если более детально, The Elder Scrolls Online (там еще и Tamriel Unlimited зачем-то приплели позже), о себе довольно давно – 4 апреля 2014 года. Именно в этот день состоялся релиз ожидаемой многими поклонниками вселенной The Elder Scrolls игры, поставленной на онлайновые многопользовательские рельсы. Анонсирована же она была, разумеется, еще раньше – 3 мая 2012. Таким образом, на момент релиза был получен довольно исчерпывающий ответ по поводу того, можно ли за 2 года склепать годный ААА-проект. И этот ответ был – нет.

Действительно, на момент старта игры мало кто из обзорщиков, специализированных изданий, да и, честно говоря, почтенной публики остался удовлетворен увиденным. Причем, безотносительно того, что игру в самые кратчайшие сроки будут допиливать, резать и кромсать патчами: получилось нечто настолько невыразительное, откровенно поделочное, что даже самые упоротые фанаты, до дыр заносившие одиночные игры франшизы (начиная с 1994 года), скрипя сердце, признавали это.

Количество камней, полетевших тогда в сторону ZeniMax Online Studios (? Разработчик!) просто не поддавалось исчислению, и, будь это библейский сюжет, ребята точно не отделались бы легким испугом. Досталось, разумеется, и Bethesda Game Studios, от которых, в общем-то, и хотелось на тот момент видеть качественное исполнение чего-то онлайнового, но которые вместо этого решили скромно выступить в роли издателя. Не тут-то было! От праведного гнева фанатской базы так просто не спрятаться, раз уж вы решили направо и налево разбрасываться правами на франшизу.

Ничуть не улучшала положения и бизнес-модель, которой на начальном этапе решили придерживаться издатели. Это вообще отдельная история, и место ей все в той же библии. Например, в притче о жадности.

Изначально игра позиционировала себя как buy to play — купи, чтобы играть, причем, ценник на нее в наших родных широтах был (да и остается по сей день) не сказать, чтоб очень уж толерантным. Согласитесь, мало кому улыбается заплатить что-то порядка $30 за игру, получившую не самые восторженные отзывы. Да и вообще – никому не улыбается платить за игру такие деньги, если только он не яростный поклонник творчества Криса Робертса. Но! Этого издателю показалось мало, и в The Elder Scrolls Online – та-дам! – ввели до кучи еще и ежемесячную платную подписку. Обязательную, если кто не понял.

Длился этот беспредел в общей сложности месяцев одиннадцать (до года не дотянули) – именно столько времени понадобилось ZeniMax Online Studios и Bethesda Game Studios, чтобы понять, что что-то идет не так – после чего платную подписку скоропостижно упразднили, заменив на стандартный прем, который добавляет от щедрот по 10% ко всему, и приобретается по желанию (стоит, вроде как, 1000 российских рублей). Сами же разработчики сосредоточились на косметическом ремонте своей однозначно хромой лошади, а также выпуске платных дополнений (DLC), с которых, как правило, и зарабатывают в бизнес-модели buy to play. Если не жадничают.


И вот с этого момента, дамы и господа, начинается совсем другая история.

Потому как на текущий момент The Elder Scrolls Online: Tamriel Unlimited достойна всяческих похвал. Уж не знаю, совокупность ли вышеизложенных факторов так повлияла на разработчиков или нечто иное, однако ваш покорный слуга, который, что называется, щупал игру на момент релиза, теперь, зайдя в нее, остался, как минимум, под впечатлением.

Знаете, во-первых, опыт игры во всяческие корейско-китайские условно бесплатные свистоперделки очень быстро приучает к тому, что сюжет – это нечто настолько побочное и не относящееся к игровому процессу, что, собственно, даже не стоит тратить времени, дабы в него вникать. По возможности, так и вообще лучше обойтись гриндом животворящим. В The Elder Scrolls Online: Tamriel Unlimited (далее TESO) с подобным пренебрежением вы не столкнетесь: конечно, до уровня полноценной одиночной кампании квестовая часть игры не дотягивает, но близко, очень близко. Порой так и вовсе возникает ощущение, что ты играешь в старый добрый Skyrim, просто без должного уровня детализации.

Во-вторых, свобода. И под свободой я подразумеваю относительную свободу (найдете полную − пишите) делать все, что душе угодно: развивать своего персонажа так, как тебе левая нога прикажет (начали за мага, сделали из него лучника, не понравилось – переделали, заплатив игровой валютой); исследовать весьма обширный и далеко не пустой мир (к тому же бесшовный); не торопиться получить заветный кап (50 лвл), просто наслаждаясь процессом; участвовать в прохождении многочисленных данжей (тысячи их!); накрафтить себе всего, чего душа пожелает, не затрачивая на этот процесс по 8-10 часов в день и килотонны реальных денег; поучаствовать в битве за трон Императора…

В общем, всего, конечно же, в одном материале не рассказать, но, скажу вам честно, TESO чуть более чем полностью отличается от виденного мной ранее. И отличается, разумеется, в положительную сторону. Будь я любителем WoW или GW2, сказал бы, наверное, что их легко можно поставить на один уровень по качеству предоставляемого контента. Но я не любитель этих вселенных (впрочем, и к любителям вселенной TES меня сложно отнести), поэтому для меня TESO являет собой нечто почти уникальное, штучный продукт, которым не торопишься насытиться, стараясь растянуть приятный процесс на подольше.

Единственным сдерживающим фактором, не позволяющим TES Online полноценно покорить сердца наших игроков, был и остается вопрос цены. Сакраментальные 30 долларов в «Стиме» с неиллюзорной вероятностью докупки впоследствии – это не тот вариант, который язык повернется назвать удачным вложением. Да и не стоит она того при всем своем великолепии. Но варианты, ежели вы все-таки твердо вознамерились поиграть в TESO, есть: дождаться скидок в «Стиме», к примеру (давеча ее можно было приобрести всего за $10) или воспользоваться услугами (на свой страх и риск) сторонних ресурсов, где цена будет не в пример меньше.


И – вы, конечно, как хотите, но я бы настоятельно НЕ рекомендовал покупать что-то дороже обычной версии игры. Проще взять где-нибудь на распродаже эту самую обычную версию, разобраться, насколько оно вам вообще надо, а уже потом… купить подписку, которая автоматически открывает вам доступ ко всему дополнительному платному контенту сроком на месяц. Примечательно, что за покупку према на ваш счет будет зачислена энная сумма внутриигровой валюты (кроны), таким образом, при желании можно продлять подписку столько, сколько необходимо, чтобы приобрести в последствие доступ к нужным вам DLC.

В общем, если брать конкретно автора этой статьи, то он был приятно удивлен, зайдя в игру по прошествии двух лет. За проектом смотрят, проект с завидной периодичностью допиливают, вводят новый контент, и игра все больше и больше начинает походить на то, чего ожидали 2 года назад от создателей легендарных The Elder Scrolls III: Morrowind, The Elder Scrolls IV: Oblivion, The Elder Scrolls V: Skyrim и прочего великолепия. Если вы поклонник серии, то вам даже не надо говорить по поводу покупки – уверен, все уже приобретено в самом максимальном исполнении; если же вы из мне подобных, то… просто не переплачивайте. Поверьте, элитным от того, что играете в дорогущую игру без официальной русской локализации вы не станете. Разве что элитным дурачком.