MadАНАЛИЗ: ПОСТАПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ

09 июня 2016 43 0
MadАНАЛИЗ: ПОСТАПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ

Сегодня мы поговорим о развитии такого жанра, как постапокалипсис. Причем, именно в литературе, остальных, так сказать, отраслей коснемся чуть позже. Откроем первое заседание клуба книголюбов

Я уже как-то упоминал в одном из своих ранних опусов о том, что человечество испытывает прямо-таки непреодолимую тягу к прогнозированию всевозможных концов света. Да, люди время от времени с удовольствием щекочут себе нервишки, представляя, как это могло бы быть, если… Причем, главное во всем этом аттракционе, чтобы вышеупомянутое «если» никогда не наступило. В конце концов, на то они и мечты, чтобы не сбываться. А-то еще придется пятую точку от дивана лишний раз оторвать, не приведи господь. Или еще чего похуже…

В общем, как вы понимаете, дальше потных героических фантазий, в которых вы один на один с разбушевавшимся миром, катящемся в бездну, и только избранный человек (скажите, как его зовут?) может как-то повлиять на ситуацию, дело не доходит. В крайнем случае, покупают себе комфортабельную путевочку куда-нибудь поближе к четвертому энергоблоку, посещают самый распиаренный постапокалиптический объект, делают массу атмосферных пруфов пребывания и с чувством выполненного долга продолжают читать низкосортную тематическую литературку в ожидании «СТАЛКЕР 2».

О ней, о литературке, мы сегодня с вами и пообщаемся.

Для совершенно несведущих в тематике наших читателей, пожалуй, стоит прояснить, что это за зверь такой − постапокалиптика. А это, собственно, не больше, не меньше жанр научной (и не очень) фантастики и фильмов-катастроф, в котором мир уже пережил самое страшное, что могло с ним случиться. Вообще-то, миру с большего все равно, однако человечеству, которому по какой-то странной закономерности удается раз за разом переживать все более ужасающие сценарии, приходится туго.

Как правило, быстро находятся те, кто помнят времена, когда травка была зеленее и солнышко светило ярче (или действие происходит в не столь отдаленном будущем, и помнят все повсеместно). Мысли о былом великолепии не дают главным героям покоя, и они из благих побуждений заваривают кашу похлеще крайнего апокалипсиса, чтобы на собственном опыте убедиться, что до этого все было более чем терпимо. Как-то так.

Особенную популярность, как и следовало ожидать, жанр приобрел после успешного применения ядерного оружия, когда всем стало абсолютно очевидно, насколько тонок тот лед, по которому мы до сей поры умудрялись так беззаботно прыгать. Мысли о Третьей (заключительной) мировой казались как никогда более материальными, поэтому и стали воплощаться во всевозможных мрачных пророчествах, названных постапокалиптикой. Пока многочисленные человеконенавистнические сценарии далеки от заданных Нострадамусом и Вангой высоких стандартов, но – есть еще порох в пороховницах, и пророки от литературы продолжают портить бумагу, насылая на род человеческий кары одна страшней другой.

В списке наиболее востребованных по драматизму:

1. Третья мировая война, истребившая все прогрессивное человечество, оставив не самую лучшую его часть доедать последние консервы на пепелище (тут вам любые сценарные ходы с применением ядерного, химического, биологического оружия);

2. Не самая сердечная встреча с братьями по разуму из далекой-далекой галактики (как правило, братья ведут себя совсем не по-братски, и все заканчивается лютым порабощением);

3. Бунт тостеров и микроволновок под предводительством зарегистрированного товарного знака SkyNet™, сопровождающийся играми с пресловутым ядерным оружием и прочими невинными шалостями, которые машинам, вроде как, нипочем (некоторые из наших читателей, возможно, еще помнят о том, как «машины восстали из пепла атомной войны»);

4. Всевозможные пакости, объединенные одним страшным (впрочем, не для всех) словом «пандемия» − это когда люди мрут, как мухи, отчего для мух наступает истинный рай на земле (наиболее вероятный сценарий развития событий на сегодняшний день, даже по телевизору про него рассказывали);

5. Быстро упавшая с неба каменюка нечеловеческих размеров, настолько быстро, что никто ничего не то что сделать – рассмотреть толком не смог (и это не смотря на многомиллиардные вливания в отрасль созерцания);

6. Нашествие как доисторических, так и вполне себе современных монстров (они же чудовища), настроенных тоже не самым благодушным образом (найдете монстров настроенных иначе - звоните);

7. Ну, и, наконец, сюрпризы, которые вполне может преподнести сама Земля-матушка – катастрофы от климатических и до самых футуристических (тоже довольно вероятная вероятность и периодически мелькает по «ящику»).

Разумеется, есть и иные, но они зачастую являются производными от вышеперечисленных, так что о них мы говорить не будем. Если так разобраться, то каждый из нас в состоянии дополнить этот список чем-то «своим».

Далее, пожалуй, стоит отметить особое рвение, которое проявляют отечественные фантасты в этом направлении – молодцы, ребята! На наших просторах столько постапокалипсиса, что его, родимого, даже решили объединять в обширные франшизы-холдинги, типа «Вселенная Метро 2033», «КРЕМЛЬ 2222», «ХОЛОД», «Эпоха мертвых», всевозможные словоблудия на тему «Сталкера» и распространения Зоны по всей нашей многострадальной планете…

В общем, есть где развернуться пророку-графоману! Даже заморачиваться в последнее время не надо: мир, в котором развернется кровавое противостояние твоего героя супротив всех и вся, уже придуман, более того – детально проработан. Твоя задача: провести оного из пункта А в пункт Б, подсластив отсутствие сюжета доморощенной философией или умопомрачительно детальным описанием всех ТТХ того, что пригодится ГГ в его нелегком путешествии.

Ах да, впоследствии надо не забыть отнести копеечку отцу-основателю, склепавшему на коленке сей дивный новый мир. Впрочем, на этом пункте можно особенно не останавливаться – копеечку с вас снимут в любом случае, даже без напоминаний.

Дмитрий Глуховский всем своим видом показывает, что деньги ему не нужны

И на что, спросите вы, стоит обратить внимание в этом по большому счету безликом болоте? Если честно, то лучше было бы действительно обойти его стороной, как и любое другое болото, однако раз уж мы с вами неосмотрительно углубились в его недра настолько, что ближайший берег не рассмотреть из-за обилия зловонных испарений, придется все-таки, шерудя слегой, попытаться нащупать путь к свету.

Во-первых, это, конечно, классика. Никто и никогда не отменит таких шедевров, как «Мальвиль» Роберта Мерля, «Смерть травы» Джона Кристофера, «Почтальон» Дэвида Бринна, «Алая чума» Джека Лондона, «Долина проклятий» Роджера Желязного, «Земля без людей» Джорджа Стюарта, «День триффидов» Джона Уиндема, даже «Война миров» Герберта Уэлса в свое время, как известно, устроила некислый переполох. К этим книжкам вам время от времени придется возвращаться, как к глотку свежего воздуха, в нашем наполненном невзгодами путешествии. Да, за так называемым «экшоном» сюда можно не ходить, здесь про другое.

Зато наши следующие гости переполнены этим самым экшоном через край. И это, во-вторых.

На добрый толк я бы, конечно, рекомендовал бежать, как от огня, от любой книги, заклейменной логотипом франшизы-холдинга, но справедливости ради стоит отметить, что и там встречаются годные экземпляры. Например, оригинал, с которого обычно и начинается дальнейшее словоблудие разной степени паршивости.

Ведь, если разобраться, то же «Метро 2033», породившее стараниями топ-менеджера (по совместительству афтор) бесчисленное количество клонов, не является чем-то по-настоящему отвратным. Книгу вполне можно прочитать один раз. Игру можно пройти один раз. И все. Дальше – только забвение и ожоги третьей степени хватательных конечностей при попытке взять в руки любую другую поделку серии.

То же, в принципе, касается «сталкериады» − когда это было модно и свежо, на ура залетали практически все книги серии. Пытливый глаз на автомате выискивал заветный логотип при посещении книжной ярмарки, книжного магазина, библиотеки. Это хотелось читать, но хотелось читать по причине банального информационного голода – ребята из GSC давно известны своей неторопливостью, вон на SURVARIUM посмотрите. Кстати, эту книжную серию тоже в топку.

Единственная серия, достойная внимания, что называется, «от и до» это, пожалуй, INFERNO за авторством некогда таинственного Макса Острогина. Хотелось бы подчеркнуть, что раз – мы говорим о все тех же опостылевших франшизах, которые намозолили мозг своим изобилием; и два – это сугубо личное мнение. То бишь вы с легкостью можете его оспорить. Хоть бы себе в комментариях.

Итак, Макс Острогин – он же Эдуард Веркин, автор (и, что примечательно, создатель) уже пятикнижья серии INFERNO, в котором повествуется об очередном фэйле, которое постигло человечество. Мир, как скверной, наполнился всякими летучими, ползучими, ходячими тварями, не испытывающими к роду людскому особо теплых чувств. Действие (во всяком случае, сначала, давайте без спойлеров) происходит в Москве и окрестностях.

Отличительной чертой серии является… мастерство автора, по которому его, собственно, и вычислили преданные читатели. Водится за Веркиным такой грешок – умение писать. В него входит и четко продуманный сюжет, и великолепно прописанные персонажи, которым хочется сопереживать, и, наконец, просто слог. Никаких вам тут «ему было настолько одиноко, что описать словами это невозможно» или «она оглянулась: вокруг было необыкновенно красиво», все четко выдержано в одном стиле: рубленном, как не крути, но таков уж персонаж, от лица которого ведется повествование – ему далеко до филигранной словесности. Что, кстати, тоже продумано и возмещается вполне содержательными диалогами.

На данном этапе, как уже говорилось, есть 5 книг:

1. «Бог калибра 58»

2. «Мертвецы не танцуют»

3. «Большая красная кнопка»

4. «Икра будущего»

5. «Здравствуй, брат, умри»

Читать следует в вышеозначенном порядке, поскольку серия является именно серией, а не каким-то набором, в общем-то, разрозненных произведений. Единственная книга, которая выбивается из общей канвы, это «Здравствуй, брат, умри», что не делает ее менее читабельной. Найти их на просторах интернетов не представляет никакой сложности, однако настоятельно рекомендуется заиметь в бумажном эквиваленте и, наконец-то, выбросить тот пыльный хлам на полках, некогда, вполне возможно, актуальный, но на теперешний момент, согласитесь, вряд ли склонный к перечитыванию. А вот Веркина перечитывать будут. Особенно ваши дети.

Почему особенно? Как ни странно, этого совсем не распиаренного автора причисляют почему-то именно к детским писателям. Да, зачастую героями его произведений становятся дети, просто ситуации, в которые им случается попадать усилиями автора, бывают отнюдь не детскими. В общем, ознакомьтесь, если еще не доводилось – удовольствие от чтения гарантированно.

Исчезающе редко на свет продолжают появляться одиночные (и одинокие) экземпляры постапокалиптики. И это в-третьих. Сюда можно причислить «Анафем» Нила Стивенсона, «Z – значит Захария» Роберта О’Брайена, довольно оригинальный роман «Корм» Миры Грант, а также собравшую все мыслимые и немыслимые премии «Дорогу» Кормака МакКарти (ИМХО – по непонятным причинам).

Эти произведения практически моментально становятся объектом самого пристального внимания сразу со стороны издательств, а потом уже – со стороны кинематографа. Было бы неплохо не путать их с другой постапокалиптикой, вот уж действительно детской направленности (назовем ее для краткости постпубертат), к которой вездесущий Голливуд также питает самые влажные чувства. Ага, я про голодных до гормонов дивергентов, бегущих по лабиринту разбитых юношеских сердец. Это, к сожалению, тоже постап. Впрочем, сожалеть здесь можно лишь о том, что это пользуется спросом.

Если вас не удовлетворили эти 3 варианта, вам недостаточно их для того, чтобы нащупать, так сказать, путь к свету, то всегда можно вооружиться воображением (здесь – синоним фантазии, прим. авт.), терпением, мастерством и выдать-таки что-нибудь абсолютно уникальное, в своем собственном стиле. Правда, не забудьте все же ознакомиться с вышеперечисленными произведениями (рекомендованными), чтобы не слишком уйти в дебри подсознательного. Оттуда, знаете ли, вылазит всякое, и далеко не всегда это всякое будет приятно даже вам самим.

Не торопитесь также скоропостижно выливать это на суд общественности, ибо может статься так, что первый же гневный комментарий в стиле «пейсатель жжот, фтопку» отвратит вас от написания на всю оставшуюся жизнь, так и не дав раскрыть потенциал. Потренируйтесь для начала на близких людях, и если через какой-то промежуток времени с ними не приключится никаких серьезных психических расстройств, смело размещайте свое произведение на каком-нибудь ресурсе.